Тут Достоевский высказывает гениальные мысли о том, что человек совсем не есть благоразумное существо, стремящееся к счастью, что он есть существо иррациональное, имеющее потребность в страдании, что страдание есть единственная причина
возникновения сознания.
Когда Клагес видит в
возникновении сознания, интеллекта, духа декаданс жизни, болезнь, он, в сущности, выражает на языке науки и философии древнее сказание о грехопадении и утере рая, но натурализирует идею рая и думает, что он возможен в мире падшем.
Шелер установил четыре типа антропологических учений: 1) еврейско-христианский, творение человека Богом и грехопадение; 2) антично-греческий, человек, как носитель разума; 3) естественнонаучный, человек, как продукт эволюции животного мира; 4) теория декаданса,
возникновение сознания, разума, духа как биологический упадок, ослабление жизни.
Неточные совпадения
Некогда возможность
сознания греха, покаяния была
возникновением действительно нового человека.
Но никаких признаков
возникновения нового творческого
сознания внутри церковного православия заметить нельзя было.
Наконец, еще третье предположение: быть может, в нас проснулось
сознание абсолютной несправедливости старых порядков, и вследствие того потребность новых форм жизни явилась уже делом, необходимым для удовлетворения человеческой совести вообще? — но в таком случае, почему же это
сознание не напоминает о себе и теперь с тою же предполагаемою страстною настойчивостью, с какою оно напоминало о себе в первые минуты своего
возникновения? почему оно улетучилось в глазах наших, и притом улетучилось, не подвергаясь никаким серьезным испытаниям?
Подобным же образом и догматы в том виде, как изучает их Dogmengeschichje [История догматов (нем.) — название фундаментального исследования А. Гарнака (т. 1–3, 1885–1889).], суть лишь доктринальные тезисы, Lehrsätze [Научное положение, тезис (нем)], исторически обусловленные в своем
возникновении, для религиозного же
сознания они суть символы встреч с Божеством, религиозные реальности.
Нераскрытость антропологической истины в христианстве привела к
возникновению антропологии гуманистической, созданной по произвольному почину самого человека и в формальной реакции против религиозного
сознания Средних веков.
Причин
возникновения русского народничества и его долгого господства в интеллигентском
сознании обычно ищут в глубоком и длительном разрыве между высшим культурным слоем и низинами народной жизни.